Евгения Селищева (polpina) wrote,
Евгения Селищева
polpina

Categories:

базилика no format



Когда я в первый раз очутилась в Бари, нас повели с экскурсией в базилику святого Николая. Честно признаюсь, в памяти остался лишь факт этого посещения. Мне было 20 лет, от новой обстановки кружилась голова (я в Италии, уррраааа!), да еще и экскурсия шла на итальянском, которым я тогда владела недостаточно хорошо. Впрочем, почему-то мне кажется, что, услышав все то же по-русски, я бы все равно ничего не запомнила.
Некоторое время спустя, еще до окончательного переезда, я попала в число сопровождающих паломнической группы, посещавшей Бари. Помню, как поразил меня тогда гид, которому в храме было все знакомо: я не представляла, как можно помнить сюжеты всех живописных полотен, авторов, даты...

Как интересно вспоминать эти ощущения, заходя в храм святого Николая сейчас. Я действительно испытываю там чувство ни на что не похожего комфорта, связанное еще и с тем, что обстановка базилики стала мне родной. Но, по счастью, полностью "изучить" монумент, имеющий тысячелетнюю историю, невозможно. И иногда случаются до сих пор счастливые и будоражащие моменты открытия.



В то февральское утро без солнца я отправилась сделать пару снимков храма снаружи и изнутри. Фотоаппарат заедал, свет был плоский. Но на всякий случай ставлю сюда результаты сего "творчества", просто для того, чтобы показать, какой обычно предстает базилика перед посетителем.







В то утро мне повезло, хотя и пребывала я в типично зимнем настроении "спрятаться бы куда-нибудь подальше ото всех". А может, как раз заметив этот настрой и висевший на плече фотоаппарат, мой знакомый ризничий сделал мне предложение, от которого я не могла отказаться. Как известно, базилика святого Николая имеет матронат - верхние галереи, предназначавшиеся для женщин. В отличие от многих других церквей Апулии, матронат этот настоящий, а не декоративный. То есть над боковыми нефами существуют просторные галереи - увы, ныне закрытые. До 70-х годов там располагался музей базилики, но потом узкий проход на высоте в 15 метров над уровнем пола сочли небезопасным, и лавочку прикрыли. Как же я хотела побывать там наверху!

Уже просто очутиться на этих внутренних лестницах, по которым столетиями ходили служки церкви, вызывало ощущение восторга. Когда я оказалась во внутреннем простенке между абсидами и задним фасадом - том месте, которое существует без изменений уже больше 900 лет, в то время как остальные части храма перестраивались, - по коже пошли мурашки. Провал во времени, сгусток совершенно иной энергии.

Ну, а дальше пошли замечательные виды.
Киворий XII века со своей чудесной напольной мозаикой, вызывающей так много вопросов. Смотрите, как заметно с высоты, что киворий словно "приставили" на эту мозаику, нарушив ее узор. Это подтверждает, что она существовала до него, что странно уже само по себе. Вкупе с совершенно арабским узором и зашифрованной в орнаменте надписью "Аллах Акбар" (вчера долго вертела фотографию, чтобы разглядеть получше, и в конце концов согласилась с экспертами, которые нашли эту надпись уже в XX веке).





Правая абсида с сохранившимися фрагментами фресок и триптихом XV века.



Захватывает дух от приближающегося к тебе барочного потолка XVII века, работы мастера Карло Розы.

О росписи по камню с путти, на которую я никогда не обращала внимания снизу, мой спутник сказал, что из него вышло бы замечательное изголовье кровати (вот что значит в церкви как дома).



Во всей красе - герб Габсбургов. До сих пор помню, как моя замечательная гостья Наталья первой заприметила качающуюся под гербом фигурку, и мы долго бегали внизу, пытаясь ее рассмотреть, и лишь год спустя я наконец-то поняла, что это - барашек Ордена Золотого руна, и как я ликовала от этого открытия (вот казалось бы), и как приятно теперь мне было смотреть на него со знанием дела.





Сверху удалось рассмотреть и отдаленно-готические украшения арок, возведенных для укрепления храма в XV веке.



У двустворчатого оконца с резной капителью представила себе дамой XII века. Страшновато им должно было быть наверху, да и подниматься, верно, было непросто... Понятно, почему матронаты быстро изжили себя.



Но галереями наша прогулка не окончилась. Неожиданно мой спутник повел меня к еще одной заветной двери, и дальше, дальше, по все сужающимся лестницам, на колокольню!



На колокольне случился у меня полный восторг, и что говорил мне ризничий про колокола, я не запомнила. Помню только, что вот этот, большой, посвящен Богородице, что подтверждает и ее изображение. Сверху казалось, что достаточно прыгнуть - и окажешься на колокольне собора. Все было опьяняюще близко. Но и эта остановка оказалась не последней.

Уууууууаааа, мы на крыше! Ветер с моря и ощущение простора даже для тех, кто, как я, боится высоты. Отличный дозорный пункт в былые времена - чего только не увидели отсюда барийцы. Упоительное место для зимнего настроения "оставьте меня в покое" - лучше не придумаешь. Мой спутник сказал, что по возможности забирается туда именно с этими целями. Ах, как я его понимаю.









Проходя мимо базилики, всегда теперь смотрю на крышу, хотя точно не знаю, что ожидаю там увидеть. Просто теперь это еще одно "мое" место в Бари.

Tags: апулия, базилика святого николая, бари
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments