Евгения Селищева (polpina) wrote,
Евгения Селищева
polpina

Category:

маэстро карнавал



Этот материал лежал у меня в закромах три года. Первый год он лежал, дожидаясь публикации в "Вокруг света", которая откладывалась несколько раз по разным причинам. Последние два года мне просто не хотелось к нему возвращаться из-за неприятного чувства бесполезности приложенных усилий: материал так и не был опубликован. Но на самом деле усилия, как известно, никогда не прикладываются напрасно, и я решила, что это знакомство заслуживает того, чтобы с ним поделиться - знакомство с карнавалом Путиньяно и его главным героем последних лет.

Сначала о карнавале. Если вы никогда не участвовали в этом действе, настоятельно советую включить его в список неотложных дел (которое, правда, скорее всего придется отложить на год, так как уже 17 февраля карнавальная тема в Европе закроется Жирным вторником, аналогом Масленицы). Карнавал дает возможность испытать редкое в наши дни чувство освобождения: достаточно надеть смешной парик - и ты сразу в атмосфере веселой и доброй вседозволенности, в которой дама с собачкой гуляют в одинаковых костюмах подарка с бантом на попах, а взрослые мужчины предстают в облике младенца с огромными "пеленками", облегающими выступающее пузо.





Возможно, это не совсем то, что представляешь, рассматривая фотографии с карнавала Венеции. Но там - карнавал "аристократический" и туристический, отдельный жанр, который возник не так давно (вы знали, что венецианский карнавал не проводился с 1797 по 1979 и возродился уже другим?). По своей сути же любой карнавал - это праздник для народа, временное разрешение на несоблюдение социальных и прочих границ. Светские и церковные власти выделяли крестьянам один месяц в году для выплеска социального напряжения: в этот период можно было открыто высмеивать чиновников и священнослужителей, устраивать жестокие розыгрыши монашкам, швыряться сырыми яйцами и шумно колабродить ночью по улицам. Жесткие рамки повседневности прошедших веков – невозможность выбиться «из грязи в князи» и необходимость соблюдать установленные церковью нормы поведения – приводили к тому, что низшие слои населения впадали в своего рода экстаз свободы, а высшим оставалось лишь дожидаться так называемой Пепельной среды – дня, с которого начинался Великий пост и вчерашние «бунтовщики» вновь становились послушными и богобоязненными.



Википедия сообщает, что сейчас в Италии существует 162 более или менее исторических карнавала. Когда-то их, конечно, было гораздо больше. Но по сегодняшним меркам этот список не так уж короток, поэтому выделиться в нем не так уж просто. С гордостью жителя Апулии сообщаю, что карнавал Путиньяно практически уникальный в своем роде. Во-первых, это один из самых древних карнавалов в Европе: в 1394-м году рыцари Мальтийского ордена, владевшие аббатством Святого Стефана в окрестностях городка Монополи (на побережье Адриатики и в 20 км от Путиньяно), решили перенести сюда реликвии святого – подальше от моря и от угрозы турецких нападений. В день святого Стефана, 26-го декабря, торжественная процессия с мощами была встречена местными крестьянами, занимавшимися – как и до сих пор в этот период года – прививанием виноградной лозы. Крестьяне с измазанными мукой лицами приветствовали кортеж сатирическими стихами и прибаутками на диалекте, возможно, уже тогда содержавшими вульгарное обыгрывание посадки винограда как сексуального акта. Отсюда – сохранившееся до сих пор название праздника, «Пропаджини» (“propaggine”, «виноградный побег», сейчас - чтение сатирических стихов), которым открывается карнавал Путиньяно, таким образом становящийся самым длинным из существующих. Когда-то и в Венеции карнавал начинался 26 декабря, но теперь этот обычай сохранился только здесь, в небольшом городке центральной Апулии. Третья и тоже очень важная характеристика местного праздника - здесь делают свои повозки из папье-маше.



Собственно, карнавальные воскресенья (последние четыре перед началом Поста) представляют из себя шествие таких повозок, сопровождаемых "ряжеными". И эти повозки - уникальные, сделанные местными мастерами, каждый год по новому проекту. Зачастую, откатав свое, они потом расходятся по другим карнавалам, где своей повозочной традиции не существует.



С Дени Бьянко, о котором я и хотела вам рассказать, мы познакомились как раз в ангаре, где создавалась вот эта повозка. Очень жалею, что не сохранилось оттуда фотографий, хотя объективно условия для съемки там были довольно сложными: обширное пространство, огромные уходящие вверх конструкции, неровный свет. Атмосфера была сюрреальная, резко контрастирующая с тем, что находится снаружи от мастерской: бензоколонка, кладбище, заброшенная кирпичная фабрика и шесть соседних ангаров на въезде в Путиньяно.
Первое, что замечаешь внутри, – висящая под полотком огромная голова ведьмы с ужасающе скрюченным носом. Вокруг – рваные газеты, измазанные клеем и краской стулья, провода, железки, люди в сварочных масках, то и дело выпускающие из-под аппаратов снопы искр. Неровный бледный свет – от рабочих ламп и серого неба (на дворе – декабрь), проглядывающего через отверстия в крыше, – окрашивает ведьмину кожу бледностью: в ближайший месяц бабе-яге еще предстоит пройти макияж пульверизатором с красками.
Дени каждый день к 8.30 приходил в ангар с пунктуальностью банковского клерка. Рабочая «смена» – с перерывом на обед, приготовленный мамой, – заканчивалась к десяти вечера: так за четыре месяца ежедневного двенадцатичасового труда Дени каждый год строит свою повозку из папье-маше. В этом году, например, он создал вот это:



Как приходят люди в эту странную профессию? Оказалось, с одной стороны, все не так просто, как кажется: захотел - и строй себе повозку. С другой, и профессии как таковой, как выяснилось, не существует. Более того, Дени - первый, кто решил всерьез заниматься только этим. Дабы не утомлять вас техническими деталями, скажу просто, что подобно ситуации в других рабочих сферах на юге Италии, пробиться сквозь бюрократические барьеры и устоявшуюся практику очень сложно. У Путиньяно существует 7 официальных "карристов" (так называются мастера, делающие повозки - по-итальянски "carro"), и хотя каждый год проводится конкурс на лучшие эскизы, выигрывают, по сути, одни и те же. Собственно, было бы очень сложно выделить место кому-то новому, потому что семь ангаров для постройки уже заняты и пришлось бы "выселять" кого-то из старых мастеров. По счастливой случайности Дени удалось в свое время занять освободившееся от состарившегося предшественника место, и теперь он стал во всех смыслах белой вороной карнавала - единственный мастер моложе 50 (сейчас ему 40) и единственный занимающийся папье-маше не как хобби, а профессионально. Благодаря инженерному образованию (правда, незаконченному) Дени заставляет части своих конструкций вращаться и двигаться, что, естественно, делает их еще более интересными с точки зрения шоу. Высокое мастерство позволяет ему работать в течение всего года: он делает множество инсталляций для арт-проектов, театров, презентаций... Все это - без специального художественного образования, просто путем проб, ошибок и одержимости.
Последние годы карнавал Путиньяно - это безусловно Дени. Его повозки не выигрывают тогда, когда жюри хочет хоть как-то утешить коллег. И вот несколько дней назад пришла и еще одна прекрасная новость: министерство по экономическому развитию выпустило новую марку, посвященную нашему карнавалу. И выбрали для нее, конечно же, одно из произведений Дени:



Кстати, про экономику. Повозка трехлетней давности была очень символичной и персонально для автора.



Заголовок повозки – «Пока судьба не разлучит нас», центральные персонажи – влюбленные юноша и девушка: по ходу движения повозки фигуры сближаются для поцелуя, но в последний момент неведомая сила разделяет их. Эта сила – «карта дороги», которую вынимает из колоды гадалка со скрюченным носом и лицом бабы-яги: образованный юноша не может найти работу по специальности в родной земле, поэтому ему предстоит покинуть дом и возлюбленную. Юношу уже поджидает дядюшка Сэм, прибывший на виднеющемся позади воздушном шаре. Сцену дополняют оливковые деревья с плачущими листьями – символ родной земли, грустящей о своем сыне, – и подбирающиеся к молодому интеллектуалу хищные волки – символ опасностей, которые готовит ему будущее.



- Тема пожизненной неустроенности очень волнует меня: многие мои друзья были вынуждены уехать из Апулии как раз из-за невозможности достойно зарабатывать, - объясняет свою идею Дени. - Карнавал для меня – это момент самовыражения, когда я сам как мастер решаю, что желаю показать публике в этом году. Это – момент наибольшего творчества, затмить который не может ничто. Поэтому каждый год я стараюсь перещеголять самого себя, чтобы получить максимальное удовольствие от процесса. И потом, я все-таки родом из Путиньяно: представить свою жизнь без карнавала я не могу. В определенном смысле я даже считаю себя самым удавшимся его «сыном»: в том смысле, что, в отличие от юноши с моей повозки, я смог остаться на родной земле, потому что именно мои корни дали мне возможность самореализации и хорошего заработка.

Хотите познакомиться с тем, что делает Дени, поближе? Можете заглянуть на его страницу в Фейсбуке.

Ну, а теперь еще немного просто Карнавала!

Детям, знающим, что такое карнавал, можно только завидовать...



Принарядились.



Желание участия.



Для превращения много не надо.



Ангел.



Кто-то, кажется, достал костюм, оставшийся с Хеллоуина.



Фаринелла - символ карнавала Путиньяно.



Желающие могут узнать много интересных подробностей о карнавале, просто гуляя по городу.



Те, кто уже все знает в подробностях, просто наблюдают.



Средневековые забавы.



Встречаются эпохи.



Как там говорят? "Как бешеная пчела"?



Красная Шапочка и ее телохранители.



В музее карнавала.



Эконом-вариант.




Дочитавшим до конца - приз-сюрприз! Мои карнавалы: Виареджо 2006, Путиньяно 2012.





Больше карнавала - на официальном сайте!



Tags: апулия, карнавал, праздники, путиньяно
Subscribe

  • осьминогов на завтрак?

    Сегодня в Бари первый день летних распродаж, да еще и шикарная погода для пляжа: разве кому-то нужны другие идеи для того, как провести утро? У…

  • читать под деревом

    Сегодня вспомнилась эта фотография 11-летней давности из парка Боболи во Флоренции... Сегодня утром в Бари стоял тот самый воздух, который я…

  • лето в бари: почти стоунхендж

    А в Бари вчера наступило лето! Вы скажете: ну и что тут особенного? В России вон оно вообще три недели как стоит. И все же в Бари лето первым…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments