Евгения Селищева (polpina) wrote,
Евгения Селищева
polpina

Categories:

одно странное лицо в тарелке



Вчера taorminese опубликовала в фейсбуке вот эту фотографию с почти риторическим вопросом: не горгонейон ли?
Мне изображение в центре напомнило некоторые килики, виденных в апулийских музеях и книжках, но вчера вечером копаться в литературе было уже лень, и раскопки были отложены на сегодня. Результаты, как часто бывает, превзошли ожидания. Конечно, стопроцентной гарантии про блюдо, с которого все началось, я не дам, но зато будет интересно.

Сначала я нашла в книжке о древнегреческой апулийской керамике картинку, похожую вот на эту:



Прежде всего - о самом предмете. Это - килик, низкая чаша для вина, использовавшаяся на банкетах ("симпозиумах", хе-хе) с 6 по 4 век до нашей эры. Странное экстатическое лицо в центре - не кто иной, как бог симпозиумов и вина Дионис. Точнее, это знаменитая маска Диониса, которая олицетворяла бога и пред которой по весне проводили праздник нового вина (ее размещали на специальном шесте). Маску делали из дерева священных деревьев (виноградной лозы, инжира, оливы), красили в красный или золотой цвет. Бог представал на ней усато-бородатым, на кудрявой голове - венок из вьюна.

Вот здесь - она же, уже на вазе:



Дионис в принципе фигура очень сложная, завораживающая и неоднозначная. Лично я с каждым шагом увлекаюсь им и его культом все больше. Он воплощает первые попытки человечества познать себя в отношении к миру.


Маска Диониса - вообще одна из первых масок, использовавшийся людьми, своеобразный архетип маски. Когда она не участвовала в ритуальных действиях, ее хранили в секретном месте.

Скажу честно, довольно похожие изображения на керамических предметах определяются исследователями как Горгонейон (маска-талисман, возможно от сглаза, в форме головы медузы Горгоны), и это сходство, без сомнения, любопытно и неслучайно, но Горгоны не изображались именно на дне винной чаши (а чаша была очень похожа в те времена на блюдце, тарелку).
Так как картинки из моей книжки фотографировать было неудобно, я стала искать дополнительные фотографии в интернете и наткнулась на очень ценный анализ этого символа.
Перевожу с итальянского.

"На знаменитой вазе Франсуа (называется также «Кратер Клития» — древнегреческий кратер, расписанный в стиле аттической чернофигурной вазописи во второй четверти VI в. до н. э. Обнаружена в 1844 году итальянским инженером, художником и археологом Алессандро Франсуа и в настоящее время хранится в Археологическом национальном музее во Флоренции. По композиции и уровню художественных образов ваза Франсуа относится к наиболее известным произведениям аттической керамики периода высокой архаики. Остальное - в Википедии) изображена процессия божеств. Их фигуры расположены в профиль, кроме одной - фигуры Диониса. Его лицо написано фронтально, а черные неподвижные зрачки упираются в смотрящего. Выражение лица неестественно и неоднозначно, с одной стороны - статично, с другой - напряжено. Ваза Франсуа - не единственный пример: исследователи убедились на опыте, что только лицо Диониса и его маски в иконографии древнегреческих ваз имеют привилегию фронтальности. Дионис, следовательно, не "ускользающий" бог, как Аполлон. Его послание направлено в прямой форме, оно не прячется за двусмысленностью оракула, и человек должен принять его в полной форме, заполняющей все сферы бытия.

Каково же послание, которое маска бога несет человеку?

<...> Маски Диониса почитались как "эпифания", то есть проявление самого божества, а не просто как его символ. Человек, надевавший такую маску, становился как бы самим божеством, Дионисом. Он становился "другим", выходя за рамки самого себя. И ведь Дионис действительно "бог-другой", "бог-чужой", "бог-чужеземец": он не включен в число олимпийских богов, он пришел издалека, извне.

Получается, что "проникновение в другого" становится единственной целью дионисийских мистерий?

Да. "Другой" в дионисийском смысле был символом "всего". Быть "другим" означало стать равным всему сущему, единению противоположностей. Маска сама по себе содержит полярность противоположных значений: в ней - "присутствие", потому что она считается проявлением Диониса, но в ней же и "отсутствие", потому что зрачки ее глаз - пусты, и она ждет, когда кто-то наденет ее на себя. И этот "кто-то" станет Дионисом и выражением всех, всего.



Дионисийство - это поиск божественной гармонии с миром, попытка стереть различия между животным и человеком и между человеком и богом.

На знаменитой фреске на Вилле мистерий (таинств) в Помпеях изображен человек, смотрящий в чашу вина, внутри которой отражается таинственное выражение маски Диониса: и в этой чаше - весь мир".



Пью вино и совершенно не могу со всем этим не согласиться.


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments