Евгения Селищева (polpina) wrote,
Евгения Селищева
polpina

  • Mood:

sepolcri



Я очень люблю Бари в четверг перед Пасхой. Город сбрасывает с себя будничную шелуху, ненужную порой крикливость и становится невероятно привлекательным в своей притихшей набожности и приветливой простоте. В старом Бари - великое множество церквей. Иногда даже непонятно, как такое количество храмов может уместиться на сжатом кулачке земли. Большая часть храмов закрыта весь год, и только на пасхальной неделе открывается, убирается и украшается - специально под Sepolcri.


Sepolcro по-итальянски означает "могила". Я познакомилась с этим ритуалом именно в Бари, хотя ему следуют и во многих других местах - но больше, наверное, все-таки на юге.
Точно неизвестно, насколько старинна эта традиция: но достоверно то, что уже в эпоху барокко, то есть в XVII веке, ритуал прочно закрепился в народе. Тогда, как и сейчас, в четверг перед Пасхой прихожане отправлялись на Sepolcri - то есть к алтарям, которые в коллективном воображении - ошибочно - символизировали могилу Христа. "Ошибка" была исправлена достаточно поздно: уже в 1998-м году Конгрегация божественного культа, отвечающая при Ватикане как раз за литургическую регламентацию, постановила, что дарохранительница, то есть украшенный алтарь, не должна иметь форму могилы и не должна даже называться sepolcro. Дарохранительница, согласно регламенту, призвана "хранить" хлеб для причастия, который будет раздаваться прихожанам в Страстную пятницу.
Конечно, несмотря на всякие регламенты, слово "sepolcri" никуда не делось, хотя украшения алтарей мало напоминают могилы: их декорируют свежими цветами и едва пророщенной пшеницей - изумительный, на мой взгляд, символ выхода из могильной тени на свет рождения, и воскресения. Помимо прочего, на дарохранительницу возлагают хлеб разных форм - например, в форме сердца или ягненка, - помещают блюда апостолов, в некоторых церквях ставят деревянные лодки, развешивают сети и ставят тарелки со свежей рыбой. Помимо прочего, во многих храмах можно увидеть статуи, которые на следующий день, в пятницу, будут участвовать в шествии Misteri ("таинства"). Эти статуи, в основном искусно выполненные из папье-маше, представляют персонажей Страстей Христовых - убитую горем Мадонну, распятого Иисуса, страждующих апостолов и святых.
По обычаю, за вечер нужно посетить не менее семи церквей. Уже в районе 10 часов вечера посетить что-либо становится сложно - так много напруживается в церкви людей. Неслучайно на перекрестках тут и там появляются хозяйки с жаровнями - для подкрепления путников традиционно предлагаются sgagliozze (жареные кусочки поленты, то есть массы из кукурузной муки) и popizze (жареные шарики из теста).





Но самое приятное в этом вечере - то, что старый Бари, обычно закрытый, защищенный своими узкими, лабиринтовыми улицами, становится доступен всем и каждому. И бродишь, и бродишь по нему до одури, заглядывая в каждый уголок, в каждый двор со своей уличной иконкой, в каждую пивную, где за столом играют в карты на пиво барийские мужики, в каждую кухню, где хозяйки лепят бесконечные orecchiette, местную пасту, подыгрываешь мальчишкам, гоняющим мяч, подхватываешь каждую шутку (сказанную не на диалекте), и никак не можешь оторваться. Ведь следующий раз - только через год.
Tags: апулия, бари, календарь
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments